Контрольные мероприятия на транспорте
Увеличиваем доходы за счёт предотвращения сокрытия выручки
Структура потерь доходов
В 93% случаев причиной потери выручки является умышленные действия сотрудников и только в 7% случаев проезд не оплачен пассажиром
Причины потерь доходов
Внешние причины
- Дублирование маршрутов легальными перевозчиками
- Действия нелегальных перевозчиков
- Наличие заторов на автомобильных дорогах
Внутренние причины
- Качество обслуживания не соответствует ожиданиям пассажиров
- Присвоение оплаты за проезд сотрудниками предприятия
- Неоплаченный проезд пассажиров
- Регулярность движения на маршрутах автобусов не соответствует ожиданиям пассажиров
Причины присвоения выручки
Наличие материальных проблем
Не соответствие системы оплаты труда (систем премирования, стимулирования и/или мотивации труда) потребностям и ожиданиям сотрудников, так или иначе имеющих доступ к материальным ценностям.
Возможность доступа к наличным средствам
Сотрудники имеют непосредственный доступ к наличным денежным средствам или другим материальным ценностям, контроль за доступом отсутствует, малоэффективен или невозможен в связи с характером работы.
Внутреннее оправдание
В связи с тем, что оплата труда, либо не соответствует ожиданиям сотрудника, либо, по его мнению, нарушен принцип справедливости, и он получает меньшую зарплату, чем такие же сотрудники за такую же работу, сотрудник оправдывает присвоение части выручки как некую компенсацию недополученной зарплаты.
Какова реальная статистика?
На примере "стандартного" предприятия Московской области:
31 маршрут и 135 автобусов
Увеличение доходов
Сравнение выручки стандартного дня работы и дня контроля
В стандартный день работы наличная выручка: 467 тыс. руб.
В день проверки наличная выручка: 1 499 тыс. руб.
Увеличение пассажиропотоков
Сравнение пассажиропотока стандартного дня работы и дня контроля
В стандартный день работы кол-во поездок: 42 тыс. поездок
В день проверки кол-во поездок: 61 тыс. поездок
Оценка уровня хищений при сборе выручки кондукторами и водителями:
- по мнению руководителей автопредприятий - 3-10%
- по мнению специалистов контрольных служб - 30-60%
Методология
построения контрольной службы базируется на следующих законах
Третий закон термодинамики
применительно к бизнес процессам может быть сформулирован следующим образом - «в неуправляемых системах энтропия стремится к бесконечности»
Распределение Гаусса
Нормальное распределения, один из параметров которого является выражением информационной энтропии
(энтропия - мера неопределенности)
Даже если сумма присвоенных средств каждым водителем и/или кондуктором относительно мала, то из-за значительного числа слагаемых распределение центрированного и нормированного результата стремится к нормальному распределению, а это свидетельствует об очень высокой вероятности, как присвоения достаточно больших средств, так и наличия централизованной системы хищений выручки
Виды контрольных мероприятий
1
Статистический контроль позволяет:
- Выявить невыдачу билетов пассажирам
- Выявить недобросовестных сотрудников
- Выявить проблемы расписания движения автобусов
- Обеспечить контроль за работой на маршруте
2
Целодневная проверка позволяет:
- Определить потенциальный пассажиропоток и выручку на маршрутах
3
Локальная проверка позволяет выявить:
- Финансовые нарушения, приводящие к снижению выручки
- Факты работы на маршруте без терминала оплаты
- Факты продажа поддельных и выведенных из оборота проездных документов