Tilda Publishing

Научная статья в соавторстве с гендиректором ТЕХНЕЗИС:

Основы формирования билетного меню на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом для городов и городских агломераций
Авторы:

Белогребень Антон Александрович:
к. э. н, доцент Высшей инженерной школы РУТ (МИИТ), заместитель руководителя проектного офиса по реализации программ развития городского электрического транспорта ФАУ «РОСДОРНИИ» г. Москва, РФ

Пьянковский Дмитрий Евгеньевич:
руководитель проектного офиса по реализации программ развития городского электрического транспорта ФАУ «РОСДОРНИИ» г. Москва, РФ

Для удобства прочтения и получения информации  мы проанализировали научную статью авторов Антона А. Белогребень и Дмитрия Е. Пьянковского  «Основы формирования билетного меню на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом для городов и городских агломераций», выделили ключевые тезисы, термины и практические рекомендации, чтобы вы могли быстро ознакомиться с главными идеями исследования.

Полный текст статьи также будет доступен в прикрепленном PDF-файле для глубокого изучения и просмотра схем.
Аннотация от авторов. В статье рассмотрены вопросы идентификации и формирования билетного меню для городов и городских агломераций на основе выделения общих принципов их разработки, рекомендаций по выбору единого и дифференцированного тарифов.

Цель: формирование основных принципов и порядка установления тарифов для городов и городских агломераций Российской Федерации. Методологическая
основа представлена теоретическими и количественными методами исследования.

Результаты: идентифицированы термины «тариф» и «тарифное меню» на пассажирском транспорте общего пользования, сформулированы основные принципы разработки билетного меню, предложен алгоритм выбора единого
или дифференцированного тарифа.

Ключевые слова: тариф, билетное меню, пассажирский транспорт, регулярные перевозки, городская агломерация.

Основы билетного меню для городского транспорта: терминология, принципы и системы

Проблема терминологии

В российском законодательстве отсутствует единое определение понятий «тариф» и «тарифное меню» для общественного транспорта. Анализ ФЗ №259 (Устав автотранспорта), ФЗ №220 (о регулярных перевозках) и других НПА выявил:

  • Юридическая неопределенность: тариф трактуется и как регулируемая цена (ст.424 ГК РФ), и как коммерческая ставка перевозчика (ФЗ №220);
  • Термин «билетное меню» отсутствует в федеральных актах, хотя билет – единственный документ, подтверждающий договор перевозки.

Принципы разработки билетного меню

Авторы формулируют 10 базовых принципов для городов и агломераций:

  1. Целенаправленность – соответствие целям транспортной политики (стимулирование ОТ, самоокупаемость).
  2. Комплексность – учет техэксплуатационных показателей, пассажиропотока, спроса.
  3. Системность: все элементы тарифного меню должны быть взаимосвязаны и согласованы между собой, чтобы обеспечить сбалансированную и эффективную работу транспортной системы
  4. Сбалансированность – равновесие интересов власти (соцзадача), перевозчиков (прибыль), пассажиров (доступность).
  5. Прозрачность – понятные механизмы расчета для всех сторон.
  6. Стимулирующий эффект – привлечение пассажиров через дифференциацию (по времени, способу оплаты и т.д.).
  7. Результативность (эффективность) - пересмотр тарифного меню должен осуществляться на регулярной основе с учетом оценки результативности.
  8. Социальная ориентированность – адресная поддержка малодоходных групп.
  9. Гибкость – адаптация к экономическим реалиям и цифровизации.
  10. Активация инноваций – интеграция видов транспорта в единую систему.

Ключевые системы тарификации

1.Единый (плоский) тариф:

  • Фиксированная плата независимо от расстояния;
  • Рекомендован для городов до 250 тыс. жителей и при отклонениях дальности/времени поездки ≤20% от среднего значения;
  • Плюсы: простота; Минусы: несправедливость для пассажиров с короткими поездками.
2.Дифференцированный тариф:

  • Зональный: Территория делится на зоны (ядро агломерации, спутники). Тариф зависит от числа пересеченных зон. Критерии зон: естественные границы, крупные остановки.
  • Секционный: Маршрут делится на отрезки. Плата зависит от числа проеханных секций. Эффективен при автоматизированном сборе оплаты.
  • Рекомендован для крупных городов/агломераций и при высоком разбросе параметров поездок.

Алгоритм выбора системы (Рис. 3 в ПДФ-файле статьи):

  1. Анализ данных: пассажиропоток, средняя дальность/время поездки, загруженность.
  2. Оценка финансовых последствий (выручка, субсидии).
  3. Выбор между плоской и дифференцированной системой на основе критериев (см. выше).
  4. Технико-правовая подготовка и информирование населения.

Приоритеты для агломераций:

  • Внедрение безлимитных проездных;
  • Зональная тарификация;
  • Бесплатные пересадки;
  • Скидки за безналичную оплату;
  • «Бесшовные» мультимодальные поездки.

Сформированные принципы и алгоритм выбора системы формирования тарифов направлены на унификацию подходов к обоснованию тарифного меню в городах и городских агломерациях. Это способствует успешной реализации реформ в сфере транспортного обслуживания населения.
"Основы формирования билетного меню на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом для городов и городских агломераций". Белогребень А.А., Пьянковский Д.Е.
Советуем прочитать