Tilda Publishing

Основы формирования билетного меню на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом для городов и городских агломераций

Научная статья в соавторстве с гендиректором ТЕХНЕЗИС
Авторы:

Белогребень Антон Александрович:
к. э. н, доцент Высшей инженерной школы РУТ (МИИТ), заместитель руководителя проектного офиса по реализации программ развития городского электрического транспорта ФАУ «РОСДОРНИИ» г. Москва, РФ

Пьянковский Дмитрий Евгеньевич:
руководитель проектного офиса по реализации программ развития городского электрического транспорта ФАУ «РОСДОРНИИ» г. Москва, РФ

Для удобства прочтения и получения информации  мы проанализировали научную статью авторов Антона А. Белогребень и Дмитрия Е. Пьянковского  «Основы формирования билетного меню на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом для городов и городских агломераций», выделили ключевые тезисы, термины и практические рекомендации, чтобы вы могли быстро ознакомиться с главными идеями исследования.
Полный текст статьи доступен в конце текста по кнопке "скачать PDF-файл" для глубокого изучения и просмотра таблиц.
Аннотация от авторов

В статье рассмотрены вопросы идентификации и формирования билетного меню для городов и городских агломераций на основе выделения общих принципов их разработки, рекомендаций по выбору единого и дифференцированного тарифов.


Цель: формирование основных принципов и порядка установления тарифов для городов и городских агломераций Российской Федерации. Методологическая

основа представлена теоретическими и количественными методами исследования.


Результаты: идентифицированы термины «тариф» и «тарифное меню» на пассажирском транспорте общего пользования, сформулированы основные принципы разработки билетного меню, предложен алгоритм выбора единого

или дифференцированного тарифа.


Ключевые слова: тариф, билетное меню, пассажирский транспорт, регулярные перевозки, городская агломерация.

Статья была написана для решения насущной практической проблемы: отсутствия в России единых и законодательно закрепленных подходов к формированию тарифов на проезд в городском и пригородном общественном транспорте. Авторы подчеркивают, что, несмотря на активное реформирование этой сферы, на федеральном уровне до сих пор нет ни утвержденной методики, ни даже четкого юридического определения ключевых понятий «тариф» и «тарифное меню». Это приводит к хаосу и несправедливости на местах, когда пассажир, проехавший две остановки, платит столько же, сколько и тот, кто пересекает весь город.

В качестве доказательной базы авторы проводят детальный анализ существующего законодательства. Они цитируют статью 424 Гражданского кодекса, которая определяет цену как результат соглашения сторон, а тариф — как регулируемую цену, устанавливаемую государственным органом. Однако далее, исследуя отраслевые законы, например, ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок» или ФЗ-126 «О связи», они выявляют вопиющие противоречия. В этих законах термин «тариф» используется для обозначения платежей, которые устанавливаются самими коммерческими операторами, что прямо противоречит Гражданскому кодексу. Эта терминологическая путаница, по мнению авторов, свидетельствует о системной проблеме и необходимости наведения порядка в правовом поле.
Проблема отсутствия нормативной базы по тарифам

Ключевая проблема: Отсутствие законодательного определения и методологии для тарифов на городском транспорте. Статья начинается с констатации правового вакуума: на федеральном уровне в РФ не утверждено ни одного нормативного или методического документа, регулирующего формирование тарифов на регулярные перевозки.
«На федеральном уровне для целей установления тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом... не утвержден ни один нормативный или методический документ».
Терминологическая путаница: «тариф» vs «цена»

Авторы указывают на терминологическую путаницу между понятиями «цена» и «тариф», подчеркивая противоречие между Гражданским кодексом РФ и отраслевыми законами:
«Ни в одном нормативном правовом акте [...] не приведено определение и не раскрыта сущность терминов “тариф” или “тарифное меню”».

«В соответствии со статьей 424 ГК РФ [...] тариф [...] устанавливается уполномоченными [...] органами. Однако в ФЗ-220 говорится о “нерегулируемых тарифах”, устанавливаемых перевозчиком, что противоречит смыслу понятия “тариф”».

«Рассматриваемая дефиниция тарифа в специализированном законодательстве вносит путаницу и свидетельствует об отсутствии терминологической согласованности»
Главная мысль, которую стремятся донести авторы, заключается в том, что существующий беспорядок вреден для всех участников процесса: пассажиров, перевозчиков и властей. Для пассажиров это несправедливая стоимость проезда и сложности с пересадками, для перевозчиков — нестабильность, а для властей — трудности в планировании субсидий и контроле за качеством услуг. Выход из этой ситуации они видят в переходе к юридически корректному и практически удобному термину «билетное меню» и в разработке четких, научно обоснованных принципов его формирования.

Авторы не ограничиваются констатацией проблем, а предлагают конкретные и системные пути их решения. Во-первых, они формулируют двенадцать основополагающих принципов построения билетного меню, таких как целенаправленность, комплексность, социальность, прозрачность и стимулирование. Эти принципы призваны обеспечить баланс интересов между населением, перевозчиками и бюджетом. Во-вторых, они дают четкий, математически обоснованный алгоритм выбора между единым (плоским) и дифференцированным (зональным или секционным) тарифом.
Основные принципы разработки билетного меню

Предлагаемое решение: Из-за отсутствия четкого определения «тарифа» авторы предлагают более юридически корректный термин.
«В этом контексте исходя из сущности термина "тарифное меню" в качестве альтернативы можно рассматривать термин "билетное меню", который с юридической точки зрения является более обоснованным».
Авторы формулируют 12 ключевых принципов, среди которых:

Целенаправленность:
«Постановка четкой, обоснованной и достижимой цели [...] — стимулирование использования пассажирского транспорта [...] или обеспечение самоокупаемости перевозчиков».
Паритетность:
«Нахождение баланса интересов между органами власти, перевозчиками и пассажирами [...] особенно в части тарифообразования».
Социальность:
«Функции по адресной поддержке отдельных групп населения должны взять на себя органы исполнительной власти».
Стимулирование:
«Билетное меню должно быть направлено на привлечение как можно большего числа граждан к использованию общественного транспорта».
Прозрачность и гибкость:
«Создание транспарентного механизма формирования тарифов, понятного всем заинтересованным сторонам».
Комплексность
Системность
Результативность
Согласованность
Надежность
Активация инноваций
Два основных типа тарифных систем: единая (плоская) и дифференцированная (зональная или секционная).

В статье подробно разбираются преимущества и недостатки каждого тарифа.

Единый (плоский) тариф
  • Не зависит от расстояния.
  • Прост в реализации.
  • Подходит для небольших городов.
«Единый тариф [...] является простым в реализации и понятным для пассажиров. Наиболее распространен в странах с развивающейся рыночной экономикой».

«Основным недостатком единого тарифа является его фиксированная величина, которая не отражает качество услуг, полученных пассажиром: например, пассажир, который проезжает три остановки, платит ту же сумму, что и пассажир, проехавший весь маршрут».
Дифференцированный тариф
  • Зависит от расстояния, времени, вида транспорта и др.
  • Делится на зональный и секционный.
«Зональные тарифы [...] обеспечивают базовый тариф для небольшой географической области и высокую выручку от дальних поездок».

«Секционные тарифы [...] удобнее использовать на маршрутах с ручным сбором оплаты и невысокими пассажиропотоками».

«Основным преимуществом структуры зонального тарифа является то, что она обеспечивает базовый тариф для данной небольшой географической области, а также, соответственно, высокую величину выручки от дальних поездок».
Алгоритм выбора тарифной системы в зависимости от характеристик города.

Авторы предлагают конкретный, измеримый метод выбора системы тарифов на основе анализа.
«Выбор единой (плоской) системы формирования тарифов рекомендуется осуществлять в городах с численностью населения до 250 тыс. человек, а также в случаях когда отклонения фактической дальности или продолжительности поездки пассажиров не превышают заданных значений... Дифференцированную систему формирования тарифов рекомендуется применять, если вышеобозначенные условия не выполняются».
Приоритеты тарифной политики в городах и агломерациях.

Статья предлагает конкретные практические рекомендации:
  • Перевод маршрутов на регулируемый тариф.
  • Интеграция всех видов транспорта в единое билетное меню.
  • Внедрение безлимитных проездных по цене ниже, чем стоимость нескольких разовых поездок.
  • Отсутствие платы за пересадки или льготный тариф.
  • Скидки за безналичную оплату.
«Приоритетами при реализации тарифной политики в городах и городских агломерациях выступают: перевод маршрутов... на регулируемый тариф; исключение разделения на виды транспорта...; внедрение тарифного меню со смещением спроса на безлимитные проездные билеты...; введение зональной системы тарифов...»
Вывод: Разработанный подход направлен на унификацию и успешное реформирование транспортных систем.
«Сформированные принципы разработки тарифного меню... механизм выбора системы формирования тарифов... направлены на унификацию подходов к обоснованию в городах и городских агломераций билетного меню для успешной реализации проводимых реформ...»
В заключении авторы приходят к выводу, что предложенный ими комплексный подход — от унификации терминологии до внедрения алгоритма выбора тарифной системы — позволит унифицировать и гармонизировать транспортные системы российских городов и агломераций. Их работа предлагает не просто теоретическое исследование, а готовый инструментарий для практиков, направленный на создание понятной, справедливой и экономически эффективной системы оплаты проезда, которая стимулировала бы людей чаще пользоваться общественным транспортом.
Прочтите полный текст статьи

"Основы формирования билетного меню на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом для городов и городских агломераций". Белогребень А.А., Пьянковский Д.Е.