Tilda Publishing

Роль, место и виды документов транспортного планирования в Российской Федерации

статья написана в соавторстве с гендиректором ТЕХНЕЗИС
Авторы:

Пьянковский Д. Е.:
руководитель проектного офиса по реализации программ развития городского электрического транспорта ФАУ «РОСДОРНИИ» г. Москва, РФ
Белогребень А. А.:
к. э. н, доцент Высшей инженерной школы РУТ (МИИТ), заместитель руководителя проектного офиса по реализации программ развития городского электрического транспорта ФАУ «РОСДОРНИИ» г. Москва, РФ
Луговенко В. В.:
заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транс-
порта, к.т.н.
Семенов С.Ю.:
директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта

Аннотация от авторов

В статье рассмотрены вопросы документов планирования в Российской Федерации, роли и места

документов транспортного планирования. Сформированы условия преемственности документов

транспортного планирования, разрабатываемых в рамках реализации национального проекта

«Безопасные качественные дороги» и новых документов, предусмотренных изменениями в федеральный

закон об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным

электрическим транспортом и новыми национальными проектами.

Для удобства прочтения и получения информации  мы проанализировали эту статью и выделили ключевые мысли и выводы авторов, чтобы вы могли быстро ознакомиться с главными идеями исследования. Авторы отмечают, что система документов транспортного планирования в России находится в стадии развития и сталкивается с рядом вызовов.
Полный текст статьи доступен в конце текста по кнопке "скачать PDF-файл" для глубокого изучения и просмотра таблиц.
Ключевая проблема: Транспортное планирование в РФ законодательно не урегулировано и фрагментировано.

Отмечается, что процесс находится в стадии становления из-за отсутствия единой системы.
«В настоящее время процессы идентификации и нормативно-методического определения деятельности по транспортному планированию в Российской Федерации находятся в стадии становления. Это обусловлено... отсутствием официально закрепленной номенклатуры документов... отсутствием юридически закрепленного и значимого понятийного аппарата в данной сфере... порождением большого разнообразия документов, но отсутствием обязательности их исполнения»
Термин «транспортное планирование» не закреплен в федеральном законодательстве, что приводит к разным трактовкам («деятельность», «процесс») и усложняет регулирование. Существует разрыв между стратегическим, территориальным и транспортным планированием. Много документов, но они часто не имеют обязательной силы, финансового обеспечения и ответственности за невыполнение. Разные федеральные инициативы (нацпроекты, отраслевые стратегии) порождают новые виды документов, что создает сложную и не всегда единообразную систему.
«Термин "транспортное планирование" в настоящее время не закреплен в законодательстве Российской Федерации».
Несмотря на отсутствие законодательного определения, в Транспортной стратегии РФ до 2030 года дано содержательное определение:
«Транспортное планирование — определение направлений, мероприятий и показателей развития транспортной инфраструктуры [...] с использованием транспортного моделирования и финансового моделирования инвестиционных проектов и программ».
Существует 3 группы документов планирования, где транспортные документы — это "де-факто" отдельная категория.

Авторы структурируют всю систему документов, выделяя транспортное планирование в самостоятельный третий блок. Две официальные группы документов планирования в РФ «де-юре»:
  • Стратегическое планирование (ФЗ №172-ФЗ): стратегии, прогнозы, госпрограммы.
  • Территориальное планирование (Градостроительный кодекс): схемы, генпланы.
«Документы планирования в Российской Федерации “де-юре” представлены двумя группами: – документы стратегического планирования; – документы территориального планирования».
Транспортное планирование как «третья группа» документов
На практике существует третья, неофициальная группа — документы транспортного планирования:
«Документы транспортного планирования... формируют "де-факто" третью группу документов планирования»
Система документов транспортного планирования прошла эволюцию, и с 01.01.2025 г. вступают в силу новые правила.

В статье подробно разбирается переход от системы, сложившейся в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), к новой, установленной федеральным законодательством. Именно этот проект дал импульс унификации и обязательности документов:
«Особое внимание транспортному планированию [...] произошло в период реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

«В 2019 году Минтрансом России [...] подготовлены методические рекомендации по разработке документов транспортного планирования [...] утвержденные протоколом [...] от 12.08.2019 № ИА-63».
С 2025 года система упрощается и гармонизируется:
«С 01.01.2025 г. субъект Российской Федерации [...] должен иметь следующие утвержденные документы: – РКПТО; – ДПРП; – ПКРТИ; – КСОДД; – Государственные программы [...] по развитию транспорта».

«КСОТ для субъекта РФ и агломераций с 01.01.2025 г. не требуются».
Ключевое изменение: упразднение старых и введение новых документов, обеспечивающих преемственность.

Показана конкретная "замена" одних документов на другие для обеспечения непрерывности планирования.
«КСОТ (Комплексные схемы организации транспортного обслуживания)» заменяется на «РКПТО+РСТО+ПРОТ+Государственная программа...»

«ПКРТИ» (для субъекта РФ и агломерации) заменяется на «Государственную программу субъекта РФ по развитию транспорта».
Введен новый важный документ — Программа развития (модернизации) общественного транспорта (ПРОТ), связанный с целевыми показателями. Подробно рассказывается о появлении нового документа, который напрямую связан с оценкой эффективности работы губернаторов. Цель — 85% парка не старше 10 лет к 2030 году.
«Органами исполнительной власти субъектов РФ [...] должны быть утверждены региональные программы развития (модернизации) общественного транспорта (ПРОТ)».

«Указом Президента РФ от 28.11.2024 г. № 1014 [...] в перечень показателей для оценки эффективности [...] включен показатель «доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного».
Вывод: Несмотря на отсутствие формального статуса, система обладает достаточной полнотой и прошла оптимизацию.

Статья показывает эволюцию системы транспортного планирования в РФ: от фрагментированной и необязательной — к более упорядоченной, ориентированной на достижение целевых показателей нацпроектов и оценку эффективности региональных властей. Авторы заключают, что, несмотря на все проблемы, существующая система является работоспособной и была улучшена, но требует дальнейшей унификации и совершенствования. Особое внимание уделяется развитию общественного транспорта и его модернизации.
«Существующая система документов транспортного планирования, несмотря на то что не имеет такого официального статуса... обладает признаками достаточной степени охвата для обоснования, формирования и реализации мероприятий по развитию транспорта...»

«Изменения... направлены на оптимизацию и гармонизацию документов транспортного планирования, обеспечивая правопреемственность... обязательность их подготовки и реализации с учетом реальных возможностей бюджетной системы».